среда, 6 февраля 2013 г.

строительство аэропорта берлин

Начнем с того, что добрые десять лет шло согласование строительства. Германия – страна изматывающих строительных согласований, тут сложно поставить один ветрогенератор в поле – окружающие фермеры засудят за шумовую нагрузку – а уж целый аэропорт с ожидаемым пассажиропотоком до 47 млн пассажиров в год – это вообще катастрофа. Плюс строительство аэропорта плохо вязалось с финансовым положением Берлина, по уши сидящего в долгах. Однако же, наконец, согласования были получены, деньги нашлись – и строительство началось.

Таким образом, идея свести все аэропорты в один, на базе загородного Шенефельда (изначально – взлетная полоса завода «Юнкерс» для отгрузки готовой продукции, а затем – центральный аэропорт ГДР, откуда в лагеря палестинских террористов улетали западногерманские террористы из организации RAF) и закрыть городские Тегель и Темпельхоф была здравой. Ужасным было ее исполнение.

Дело в том, что историческое наследие Берлина – разделенного города, границы между Восточным и Западным блоками – заключалось не только в том, что в самом центре города внезапно образовались огромные пустыри (бывшая зона отчуждения вокруг Берлинской стены), но и в том, что к началу 2000-х годов город с тремя миллионами населения пришел с тремя аэропортами: Восточным Шенефельдом, западным Тегелем и центральным Темпельхофом. Три аэропорта в трехмиллионном городе – явное излишество, тем более, что два из них – Тегель и Темпельхоф – располагались в черте города (по московским меркам – примерно на Соколе и Добрынинской) и их невозможно было расширять, да и организовывать стыковочные рейсы было практически невозможно – попробуй доберись из аэропорта в аэропорт.

Впрочем, обо всем по порядку. Германия – удивительная страна, в которой столица – далеко не самый богатый и самый развитый город. Самый крупный – да (в Берлине живет более 3 млн человек, это вдвое больше, чем в следующем по величине городе страны, Гамбурге). Но при этом столица – достаточно бедный город с гигантскими долгами. Вот в этом-то городе, в рамках проекта модернизации инфраструктуры (все-таки столица Германии, имидж обязывает) власти уже давно собирались построить гигантский центральный аэропорт-хаб.

Если вы думаете, что такое может происходить только в стране третьего мира, или в Советском Союзе – вы глубоко ошибаетесь. Слово «долгострой», над которым беззубо шутили в журнале «Крокодил» 1980-х годов, приобрело совершенно новые оттенки в современном Берлине. Именно здесь, в столице самой экономически развитой страны Европы, местный мегапроект по возведению гигантского воздушного хаба превратился в кафкианскую историю безответственного раздолбайства, профуканных миллиардов и полностью уничтоженного имиджа города – на фоне самодовольного надувания щек мэром столицы.

Сергей Сумленный - журналист и германист, с 2006 года собственный корреспондент журнала «Эксперт» в Германии. Работал в московском бюро крупнейшей немецкой телерадиокомпании ARD, во франкфуртской редакции газеты Frankfurter Allgemeine Zeitung. Защитил диссертацию по истории взаимоотношений власти и СМИ в послевоенной Германии (ИНИОН РАН). Автор книги «Немецкая система».

Строительство аэропорта столицы вновь срывается – в пятый раз подряд. Открытие переносится в очередной раз, реализация проекта затягивается уже на пять лет относительно первоначального плана. Стоимость строительства возрастает на очередные несколько сотен миллионов евро, а руководство компании-застройщика – по совместительству руководство города – по-прежнему раздувает щеки и утверждает, что никто не виноват.

Берлинский позор - Сергей Сумленный - Euroblogs - Euromag.ru

Комментариев нет:

Отправить комментарий